Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Состояние правопорядка и законности в стране, стабильность работы правительства, действен¬ность управления, эффективность государственного руководства, престиж самого государства непо¬средственно зависят от того, как в этом государстве реализуется и как организована государственная власть. Поэтому, в первую очередь, первостепенное практически-теоретическое, а не толь¬ко абстрактное, значение приобретает проблема формы государства и вопрос о форме правления в его различных вариантах.
Понятие «форма правления» можно отнести к наиболее важным элементам системы теоретико-правовых знаний. Несмотря на многолетний опыт исследований, при определении данного термина возникает множество разногласий, вызванных многообразными причинами, анализ которых способствует поиску путей их преодоления и формированию единого подхода к определению исследуемого понятия. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма. Данная тема имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации формы правления в Российской Федерации.
Предметом исследования является нормативное закрепление формы правления в Российской Федерации.
Основной целью работы является комплексное исследование сущности и особенностей формы правления Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:
охарактеризовать форму правления как элемент формы государства;
раскрыть виды форм правления;
рассмотреть республиканскую модель государства в России рассмотреть особенности формы правления в Российской Федерации.
Работа выполнена с помощью методов: логического, системного анализа и синтеза.
Говоря о степени научной разработанности данной темы, можно охарактеризовать ее как недостаточную. В современной литературе, проблема форм правления, представлена достаточно широким кругом источников. Однако, в работах основных авторов, тема раскрывается слишком обобщенно.
Вместе с тем, следует отметить, что наиболее полно, данная тема раскрывается в трудах таких авторов, как: А.С. Алексеев, Л.Н. Анимсимов, Е.В. Богданов, В.Е. Гулиев, И.Н. Карпов, В.Е. Чиркин и других.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, конституции зарубежных стран.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие формы правление
Содержание государства характеризуется с помощью таких по¬нятий, как орган государства, аппарат государства, механизм государ¬ства. Вместе с тем государство обладает и формой. Анализ содержания государства выявил совокупность органов государства, но не ответил на вопрос о том, как эти органы организованы: в каком порядке они формируются, каковы формальные и реальные отношения между ними, как они рассредоточены по территории страны, какими мето¬дами они осуществляют власть в стране и как соотносятся с населе¬нием. На эти вопросы отвечает понятие «форма государства».
Форма государства — понятие собирательное, оно состоит из четырех элементов: формы правления, формы территориального устройства, формы государственного режима и формы политическо¬го режима.
Форма государства определяется её содержанием. Влияние на форму государства оказывают многие факторы: исторические усло¬вия возникновения и развития государства, культурные традиции, национальный состав населения, территориальные размеры и гео¬графическое положение страны, отношения государства с другими странами, особенно с соседями, — геополитические факторы. Нель¬зя правильно охарактеризовать, например, французскую республи¬ку, либо английскую парламентарную монархию, не учитывая этих факторов. При анализе формы государства следует помнить, что все государства развиваются не изолированно друг от друга: между ними возникают экономические, политические, культурные связи. Страны, ушедшие вперёд, влияют на специфику политических форм менее развитых государств.
Все страны и народы отличаются друг от друга. Невозможно на¬звать абсолютно тожественные государства по их форме. Вместе с тем теоретический анализ позволяет выделять общие свойства среди мно-гообразных явлений. Так появляются некие «идеальные модели» — теоретические конструкции, которые характеризуют общие признаки нескольких сходных по своей форме государств: монархия, республи¬ка, федерация и т. д.
Форма правления для науки теории государства и права выступает одной из основных научно-правовых категорий, формируя наряду с формой государственного устройства и формой политического режима, так называемую «форму государства».
Форма правления складывается исторически в процессе борьбы и сотрудничества социальных и политических сил страны. Форма правления имеет основополагающее значение для изучения органи¬зации и функционирования государства. Это не просто общая аб¬страктная категория, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы можем «открыть» смысл той или иной системы органов государственной власти.
Форма правления — порядок формирования главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти, а также система юридических отношений между ними.
Под формой правления в теории государства и права понимают «способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования» , поэтому исходя из этого критерия государства разделяют на монархии (государства, в которых верховная власть передается по наследству и осуществляется единолично монархом) и республики, в которых власть передается на регулярной и постоянной основе на основе выборов.
Согласно учебно-методической литературе, смысл термина «форма правления» в различные периоды истории воспринимается неоднозначно. В древности данное понятие отождествляется с формой государственного правления; в период аграрного общества суть усматривается в определении порядка замещения высшего поста в государстве .
М.Н. Марченко рассматривает форму правления как «организацию государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними» .
Выделяются несколько подходов к определению формы правления. В. Л. Кулапов утверждает, что форма правления показывает, как организована высшая власть, кто и как правит в государстве . А. Ю. Саломатин понимает под формой правления способ организации верховной власти в государстве .
В конечном счете, обобщая вышеприведенные подходы, можно сказать, что форма правления - это организация верховной государственной власти и порядок ее образования.
1.2 Виды форм правления
Классификация форм государственного правления приобретает в настоящее время немалое научное и практическое значение, и поэтому входит в число ключевых задач предмета теории государства и права. В основание классификации целесообразно положить в качестве критерия понятие формы государства как общности трех ее ключевых сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
В широком смысле, форма правления выступает ведущим элементом в форме государства. Античный мыслитель Аристотель в своих работах, посвященных форме правления разграничивал их в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично, ограниченным числом лиц или всем населением, выделяя различные их комбинаторные варианты .
Фрагмент для ознакомления
3
нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным го-лосованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ»// СЗ РФ. - 1994.- № 13. - Ст.1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
литература
4. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - 4-е изд. / М.И. Абдуллаев - М.: Юрлитинформ, 2015. - 346 с.
5. Авдеев, Д.А. Республиканская форма правления: проблемы клас-сифика¬ции и идентификации / Д.А. Авдеев // Современное право. – 2016. – № 4. – С. 13.
6. Авдеев, Д.А. Классификация форм правления: новый взгляд или поиск критериев / Д.А. Авдеев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально–экономические и правовые исследования. – 2014. – № 16. – С. 21 – 22.
7. Автономов, А.С. Конституционное (государственное) право за-рубежных стран. Учебник / А.С. Автономов. – М.: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 252–256.
8. Бондарец Е.А. Конституционно-правовой статус главы государ-ства в системе власти в современной России: дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Бондарец. - М., 2014. - С. 42-50.
9. Варнавский, А.Г. Смешанная (полупрезидентская) форма госу-дарст¬венного правления: причины и условия становления, факторы транс-фор¬мации в современных условиях / А.Г. Варнавский // Социально–экономические вления и процессы. – 2015. – № 4 (20). – С. 104.
10. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юрид. ВУЗов. / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2015. - 608 с.
11. Галуза, В. П. Республиканская форма правления в России / В.П. Галузов // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 22. - С. 15 – 19
12. Грановский, С.А. Прикладная политология: Учебное пособие / С.А. Грановский. – М., 2014. – С. 13–14.
13. Дмитриев, А. Особенности республиканской формы правления в России / А. Дмитриев // Юридическая мысль. – 2015. – № 6. – С. 13–19.
14. Зазанаев, О.И. Типология форм правления: работа над ошибка-ми / О.И. Зазанаев // Полис. – 2016. – С. 100.
15. Ильин, А. Ю. Проблемы будущей Российской государственности в политической философии И. А. Ильина: дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.10. / А.Ю. Ильин. - СПб., 1999. - 243 с.
16. Ильин, И.А. О монархии и республике // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. ‒ М.: Русская книга, 1994. ‒ Т. 4. ‒ С. 108‒1 09.
17. Козлова, Е.И. Конституционное право. Учебник для средних профессиональных учебных заведений / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М. : Норма, 2015. – 628 с.
18. Колюшин, Е.И. Российское государство: вопросы правового и фактического статуса / Е.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. ‒ 2013. ‒ № 11. ‒ С. 54‒59.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатей-ный) / под ред. В. Д. Зорькина. - М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 535 с.
20. Краснов М. А. Искажение смысла российской Конституции - следствие несбалансированной системы власти / М.А. Краснов // Конститу-ционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 28 - 30 марта. - 2012. - М.: Юрист, 2012. - С. 111-112.
21. Кулапов, В.Л. Теория государства и права : учебник. / В. Л. Ку-лапов. - Саратов: Саратовская государственная академия права, 2015. - 520 с.
22. Кушнаренко, И.А. Концепция устойчивого развития и перспек-тивы государственности: дисс. ... д-ра филос. наук: 09.00.08, 09.00.11. / И.А. Кушнаренко. – М., 2001. - 344 с.
23. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень.. - М.: Спарк, 2000. – 671 с.
24. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М. : Издательство «Спарк», 1998. - 448 с.
25. Лядов, А.О. Право. / А О. Лядов, А.В. Евсеев, И.В. Петров. - СПб. : ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. - 315 с.
26. Макиавелли, Н. Избранные произведения / Н. Макиавелли. - М. : Художественная литература,1982. – 231 с.
27. Максимов, А.А. К вопросу о факторах, определяющих форму правления в государстве в историко–правовом контексте / А.А. Максимов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2018. – Т. 7. – № 1–1 (9). – С. 181–188.
28. Малько, А. В. Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. - М. : РИОР : ИНФРА - М, 2013. - 213 с.
29. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Мо-розова. - М. : Российское юридическое образование, 2010.- 384 с.
30. Окуньков, Л. А. Президент и Правительство (в механизме госу-дарственной власти) // Журнал российского права. - 2001. - № 2.
31. Прокопович, Г.А. О роли государства и правительства в услови-ях сильно политизированной экономики / Г.А. Прокопович // Власть Закона. – 2015. – №2 (22). – С. 32–40.
32. Сергунова, А.С. Нетипичные формы правления в современном мире / А.С. Сергунова // Сборник по материалам Гайдаровских чтений : в 2–х томах. Под редакцией С.В. Приходько. – 2017. – С. 90–92.
33. Симонишвили, Л. Р. Формы правления. История и современ-ность : учеб. пособие. / Л. Р. Симонишвили. - М. : Флинта : МПСИ, 2017. - 280 с.
34. Столяров, Д.А. Современные тенденции развития республикан-ской формы правления: постановка проблемы и практический анализ / Д.А. Столяров // Вестник Международного юридического института. – 2018. – № 2 (65). – С. 19–25.
35. Сырых, В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М. сырых. М. : Юстицинформ, 2012. - 704 с.
36. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учеб-ник / под ред. М.Н. Марченко. - М. : Издательство «Зерцало-М», 2011. - 516 с.
37. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М. : Юристъ, 2003. - 592 с.
38. Тихомиров, Л.А. Монархическая государственность / Л.А. Ти-хомиров. - М.: Айрис - пресс, 2015. - 624 с.
39. Чернова, Э.Р. Классификация формы правления / Э.Р. Чернова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 7 (23). – С. 518–521.
40. Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном госу-дарстве / В.Е. Чиркин // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 109-115.
41. Шаханин, В.А. Взгляды Аристотеля на организацию государ-ственной власти / В.А. Шаханин // Актуальные проблемы права: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.). - М. : Буки-Веди, 2013. - С. 5-13.
42. Шевцова, Л.Ф. Проблема исполнительной власти в России / Л.Ф. Шевцова // Журнал демократии. – 2000. – Том 11. – № 1. – С. 32–39.
43. Шестернина, Д.С. Форма государственного правления в Рос-сийской Федерации / Д.С. Шестернина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 22 (34). – С. 54–57.
44. Шнайдер, Э. Политическая система Российской Федерации / Э. Шнайдер. – М.: ИНИОН РАН, 2002. – 252 с.